Открыть меню

В Центре развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта завершила работу летняя школа «Наука детям»

Второй год подряд в Центре развития современных компетенций детей проходят каникулярные программы для ребят в возрасте от 9 до 17 лет. БФУ им. И. Канта предоставляет школьникам в период каникул уникальные возможности для развития своих увлечений и погружения в интересующие их области науки. Поэтому ежегодно количество участников каникулярных школ растет и все больше ребят выбирают университетскую школу вместо загородных лагерей или поездок на море. 

Участниками летней школы «Наука детям» стали учащиеся, которые только исследуют свои интересы, а также те, которые уже планируют связать свою учебу и будущую карьеру с углубленным изучением химии, биологии, генетики, а также с  различными направлениями креативных технологий и инженерией.  

Летняя школа состояла из трех курсов по 10 дней, каждый из которых был посвящен изучению различных тематических областей. Участники самостоятельно выбирали направление, соответствующее сфере их интересов. Работа ребят была организована по одному из направлений: генетика, биология, химия, мультипликация, 3д и web-дизайн, искусство, фильммейкинг. Участники знакомились с направлениями подготовки Института живых систем и его лабораториями, разрабатывали проект и проводили необходимые исследования для подтверждения выдвинутых гипотез.

Исследования школьников получились разнообразными и были направлены на изучение окружающего мира (исследование меда, кофе, витаминов, мира морей и океанов), искусства (коллаж, моделирование арт-объектов, создание историй и пр.) и современных технологий (зд-дизайн – проектирование объектов, создание анимации, web-дизайн). К примеру, школьн

ики придумали и сняли собственные мультфильмы, создали несколько короткометражных фильмов, сравнили различные виды российского меда, узнали полезные свойства кофе и технологии его производства, провели десятки химических опытов, познакомились со строением рыб и различных животных океана, сконструировали из простых подручных материалов настоящие арт-объекты и сочинили по ним истории  и многое другое. Между занятиями в лабораториях учащиеся каникулярной школы прошли десятки упражнений на командообразование, мастер-классов по ораторскому искусству, фотографии, акварельному рисунку, актерскому мастерству, жонглированию, созданию коллажей, видеорежиссуре и вышивке.

Этим летом летняя школа на базе Института живых систем приняла 172 школьника. Ежегодно летняя школа принимает ребят не только из Калининградской области, но и из других регионов России. За два года участниками школы стали 366 школьников из Калининградской области, Сыктывкара, Пскова, Комсомольска-на-Амуре.

Проект каникулярная школа «Наука детям» активно развивает волонтерское движение в университете. В этом году 30 волонтеров-калининградских школьников, участников проекта «Звезда будущего» стали младшими наставниками учащихся школы, помогали организовать проектную и исследовательскую работу команд школьников, совместно с университетскими преподавателями проводили досуговые мероприятия и коммуникационные тренинги. 

Завершением потоков в школе стали итоговые мероприятия вместе с  родителями. Участники школы представляли направления видеовизитками. Все визитки выложены в социальной сети ВК на страничке ЦРСКД БФУ им. И.Канта.   

Антон Головин , руководитель лаборатории химии I потока

«Первый поток летней каникулярной научной школы позади. Это не первый мой опыт работы в таком формате. Каждый раз я поражаюсь заинтересованностью ребят получить новые знания.. Химия – несомненно, сложная научная отрасль, поэтому объяснение сложных тем, вывод громадных законов является самой сложной задачей в рамках школы. Однако тщательная подготовка, разработка планов занятий, применение дидактических игр позволяет прийти к высокой результативности.

Каждая новая группа детей лично для меня воспринимается как небольшая семья. У каждого ребенка есть личные переживания, проблемы, радостные и грустные моменты. В связи с этим стремлюсь услышать каждого ребенка и говорить так, чтобы ребенок меня понял. В эту смену дети, посещавшие занятия в моей лаборатории, стали для меня как никогда очень родными и близкими. В них есть то, что мне нравится в людях: это стремление к чему-то новому, стремление к пониманию окружающего мира в целом, несмотря на то, что у каждого имеются предполагаемые личные траектории, никак не связанные с химией.

Уже не первый раз целью каникулярной школы я стремлюсь сделать получение навыков и умений работы в химической лаборатории: проведение титриметрического, фотометрического и хроматографического анализа. Конечно же, обязательно сопрягаем практическую составляющую с основными законами, на которых основаны эти методы анализа. Надеюсь, что полученные знания в таком формате надолго закрепятся в головах ребят, и они смогут их использовать при дальнейшем изучении химии».

Валерия Пасенюк, руководитель лаборатории мультипликации, преподаватель Школы креативных индустрий г. Калининград:

«Задумка лаборатории I потока мультипликации – очень много анимировать и сделать много коротких историй, не мучаясь муками создания художественной идеи и единой цветовой гаммы. Внимание было обращено на создание небольших этюдов и тренировку технических навыков анимации. Так родилась идея алфавита – объединить множество разных этюдов в общую картину. Эта идея позитивно повлияла на сценарную разработку мультфильма. У ребят появилось ограничение: составлять текст на слова определенной буквы. Мы работали с текстом, построенном по законам абсурдистского мышления. С ребятами мне было очень интересно работать. Для своего юного возраста они большие молодцы и прошли интенсивную практику, освоили принципы анимации. Получилась замечательная работа».

Акиф Сейран оглы Маилов, руководитель лаборатории химии для младших школьников III потока:

«Начинать новый проект не просто. Надо выстроить коммуникацию, образовательный процесс и чтобы все было интересно и вдохновляюще.

К концу потока появляется подъем, каждый ребёнок запоминается. Все любознательные и каждый хочет узнать что-то новое. Я сейчас понимаю, что не увижу их и становится грустно. Некоторые ребята пообещали вернуться следующим летом и это радует». 

Александра Лесконог, руководитель лаборатории генетики III потока:

«Поток был замечательный. Все мои генетики были единой командой, заинтересованной в работе и даже в изучении теории, что было удивительно. Многие ребята сказали, что ждут следующего лета и обязательно вернутся. Отдельное спасибо выражаю руководителю потока, методисту ЦРСКД Юлии Вадимовне Шибаевой!».

Виктория Думушкина, педагог по рисунку и живописи, руководитель художественной студии STEPS TO ART

«Очень хотелось сделать душевное и увлекательное занятие. Стиль “зенарт” даёт возможность не только пофантазировать, но и отдохнуть эмоционально. Работать отдыхая, что может быть лучше? Я старалась выступать в роли старшего товарища, который много знает и умеет. Диалог с детьми – это главное для педагога. Должны упасть преграды и стены, стеснение и робость, если мы, конечно, хотим получить результат нашей работы. И тут дети “раскрываются” и мы “на одной волне”… И вот они уже рассказывают о себе и своих увлечениях, делятся тем, что их волнует, и что привлекает. В этой работе не было четких рамок, полет фантазии не ограничен. И если вдруг сама работа получилась не совсем в стиле “зенарт”, что ж, ничего страшного, главное участие. Каждый смог проявить себя, и это главное!».

Аня Ефремова, участница каникулярных школ на протяжении двух лет, волонтер школы: 

«Я уже не первый год посещаю Центр и побывала уже на многих потоках. Очень люблю биологию и химию и мечтаю стать врачом. Из направлений школ в этом году посетила генетику и мне все очень понравилось. Провела много опытов: изучали в продуктах питания наличие крахмала, а также в муке,  рисе, масле. Хочу посетить еще много потоков. Команда ребят моего направления оказались очень милыми и приветливыми. И все друг к другу относились с пониманием. 

Со второго потока этого лета я участвую в качестве волонтера. Мне очень нравится атмосфера и университетские знания. Ведь они необходимы мне для поступления в медицинский вуз. 

В будущем я хочу стать медиком, рассматриваю профессию репродуктолога. Планирую поступить в Смоленский медицинский институт. Сейчас я стала победителем конкурса “Звезда будущего” ЦРСКД медицинского направления.  Впереди второй курс и у меня на него много планов. Если я напишу хороший проект и защищу его, это даст мне возможность претендовать на дополнительные баллы к ЕГЭ».

Петрова Татьяна, директор ЦРСКД БФУ им. И. Канта: «Наша главная задача-создать команду увлеченных преподавателей,  которые помогут понять школьникам сложные темы с использованием проектных и игровых технологий обучения. В этой связи с нами активно сотрудничают магистранты и аспиранты университета, студенты педагогических и непедагогических направлений, а также преподаватели центров для одаренных детей региона. После того как у ребят возникает познавательный интерес, они приходят к нам в проект “Звезда будущего”, либо на годовые программы для младших школьников. Такая работа очень хорошо влияет на учебную мотивацию подростков, повышает их общую академическую результативность. Случалось даже, что ребята после летних смен меняли профиль в школе, из гуманитарного на химико-биологический. Для нас ценны такие примеры, когда ребята, пробуя себя в разных направлениях, осознанно выбирают траекторию своего развития.

Елена Елисеева, заместитель директора ЦРСКД БФУ им. И. Канта, начальник профильной школы: 

Организация профильных школ начинается заблаговременно, уже в марте преподаватели разрабатывают образовательную программу с учетов возрастных особенностей будущих обучающихся и с использованием интерактивных методик, закупается оборудование, материалы и реагенты. Много времени мы уделили коммуникации с родителями будущих воспитанников. Для нас важно было донести,  что профильная школа это не развлекательный лагерь, а формат интеллектуального досуга, где дети в первую очередь получают знания, приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности. 

Привлечение волонтеров в организации и проведении всех активностей профильной школы позволило внести в коммуникацию между учащимися элементы наставничества, а самим волонтерам приобрести начальный педагогических опыт, а в последующем дополнительные баллы для поступления в вуз. Отмечу, что все активности проходили регистрацию на портале добро.ру. Спасибо за это всем, кто участвовал в процессе: коллеги, волонтеры, родители, ученики!».

© 2024 Центр развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта
Все права защищены.