Открыть меню

Преподаватель ЦРСКД БФУ им. И. Канта принял участие в курсах повышения квалификации по олимпиадной информатике в образовательном центре «Сириус»


С 9 по 14 ноября Полковский Олег Александрович, ассистент кафедры компьютерной безопасности ИФМиИТ БФУ им. И. Канта, преподаватель программы «Лицей Академии Яндекса» ЦРСКД БФУ им.И.Канта, учитель по информатике МАОУ лицей №18 прошел курс повышения квалификации по программе «Методика работы со школьниками, проявляющие способности к изучению информатики. Проведение олимпиад по информатике».

Курс обучения был организован в два этапа: дистанционный и очный (на базе Образовательного центра «Сириус»). Программа включала более 72 часов образовательных занятий, после прохождения которой слушатели могут вести подготовку школьников к высокорейтинговым соревнованиям по информатике.

Мы задали несколько вопросов Олегу Александровичу об особенностях программы и возможностях для преподавателей после обучения. ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Расскажите о ваших впечатлениях от поездки и образовательной программы в «Сириусе».

Полковский О. А.:  «Это моя первая поездка в Сочи (и надеюсь, конечно, что не последняя). Я слышал про «Сириус» и его образовательные смены много хорошего от своих коллег и учеников, но всё же плохо себе представлял, что это такое. Когда сам поучаствовал в одной из таких программ, всё стало понятно.

«Сириус» – это не здание, не группа зданий и не фонд (то есть это не организация). «Сириус» – это административно-географическая территория (если хотите – большой-большой квартал), расположенный на юге Сочи, в Адлерском районе.

По окончании Зимней Олимпиадой 2014 года большинство олимпийских объектов (Олимпийская деревня, Олимпийский Парк и знаменитый стадион «Фишт», на котором проходили церемонии открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр находится в «Сириусе») было решено отдать на образовательные цели, для реализации масштабных программ по обучению школьников и студентов.

В «Сириусе» организуется много образовательных программ с разной направленностью (наука, искусство, спорт) и различной целевой аудиторией (программы для школьников, студентов и педагогов). При всём разнообразии программ «Сириуса», у них всех есть одна общая особенность – все они предназначены для талантливых детей и перспективных студентов, а если говорить о педагогических программах, они рассчитаны на преподавателей, работающих с талантливыми детьми.

В терминологии «Сириуса» «талантливый человек» – это не обязательно гений или чемпион. Это школьник или студент, который имеет определённые способности в той или иной сфере деятельности, проявляет неподдельный интерес к её изучению и уже достиг некоторых результатов.

Образовательные программы Сириуса длятся обычно от одной до трёх недель, и качество их очень высокое: на протяжении всего времени, что идёт программа, с участниками ежедневно проводятся тренинги, конференции, экскурсии и мастер-классы, работают опытные наставники и выступают известные спикеры.

Участие во всех программах Сириуса бесплатное и его невозможно купить – для участия в программе нужно пройти отбор, условия которого зависят от программы sochisirius.ru/kak-popast/kriterii-otbora . Школьники, например, для приглашения на смену должны занять призовое место на определенной олимпиаде или пройти многоуровневый курс на сайте Сириуса edu.sirius.online/  в заочном режиме, а затем прийти на очный этап отбора в своём регионе. Студентам для участия в научной программе, как правило, надо приложить портфолио своих научных достижений sochisirius.ru/edu/graduates . Что касается педагогов, то они, в зависимости от программы, должны обычно либо пройти дистанционный курс на сайте Сириуса в заочном формате, либо выполнить некую проверочную работу в очном режиме, а иногда и то и другое. Например, в той программе, где участвовал я (это были ноябрьские курсы повышения квалификации по олимпиадному программированию), надо было только пройти дистанционной отбор» //sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena1048/5040

ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Какой практический опыт программы и какова её результативность для специалиста?

Полковский О. А.: «За время программы (с 9 по 14 ноября) с нами провели 4 мастер-класса по методике решения олимпиадных задач и 2 мастер-класса по их разработке, также у нас было 2 конференции по проектной деятельности школьников в сфере IT и ещё 2 конференции по олимпиадной подготовке школьников, на которых спикеры дали нам множество полезных советов и предоставили обширную подборку ресурсов и материалов.

В последний день программы мы, учителя, по просьбе организаторов сами провели ещё одну конференцию и поделились друг с другом собственными наработками. Ежедневно мы решали задачи на онлайн-турнирах. Лично мне это понравилось: я сам порой запускаю для школьников такие турниры, и тут я почувствовал себя на их месте. Кстати, за время турниров (они длились по полтора часа) мне не всегда удавалось решить все предложенные там задачи, но к счастью их можно было дорешать по истечении времени (вне конкурсной таблицы). Уверенно заявляю: всё, что я увидел, услышал и сделал за время участия в программе, мне однозначно пригодится в дальнейшем при работе с детьми».

ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Интересные темы программы.

Полковский О. А.: «Лично мне было интересно и полезно всё, что нам рассказывали и показывали в ходе программы. Например, теперь я знаю, где можно взять хорошие готовые подборки олимпиадных задач для тренировок школьников (это здорово сэкономит время при подготовке к занятиям informatics.msk.ru/). Также мне показали «неочевидные» способы применения некоторых хорошо известных алгоритмов для решения нетривиальных задач».

ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Тренды в информатике и программировании и обучении программированию.

Полковский О. А.: «Программа, в которой я участвовал, была посвящена не программированию вообще и даже не обучению программированию как таковому, а именно подготовке школьников к олимпиадному программированию. На таких олимпиадах участникам надо за ограниченное время (обычно от 3 до 5 часов) написать несколько компьютерных программ на любом языке программирования, которые выдают решение предложенных задач. На турнирах по программированию не нужно разрабатывать и запускать какие-либо IT-проекты, а надо просто составить и запрограммировать алгоритм решения той или иной задачи».

ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Что из увиденного во время программы вы будете применять на уроках?

Полковский О. А.: «Некоторые методики и практики были мне знакомы, но также увидел приёмы, о которых не знал ранее, и я, конечно, попробую задействовать их на своих уроках.

Надо иметь в виду, что данные методические инструменты предназначены не для изучения информатики вообще, а для подготовки к олимпиадам по программированию; как следствие, они подходят для работы только с наиболее продвинутыми школьниками (с теми, кто занимается спортивным программированием). Поэтому эти методики лучше всего применять на факультативах. На уроках их использовать можно, но лишь для тех, кто участвует в олимпиадах: таким ребятам надо просто давать на уроке отдельное задание».

ЦРСКД БФУ им. И. Канта: Главные выводы после обучения.

Полковский О. А.: «Честно говоря, когда я ехал на программу, то в глубине души надеялся, что нам на лекциях раскроют некие профессиональные секреты: как, например, быстро и с нуля вырастить чемпиона – мол, раз-два – и вот тебе победитель «Всероса»! Но всё оказалось, как в песне группы «Наутилус»: никакого секрета здесь нет. Чтобы достичь хорошего результата в каком-либо далеко идущем деле, нужно много и долго работать, а чтобы стать победителем, надо работать ещё больше.

Например, у олимпиадных программистов бывает по 2-3 турнира в неделю: на них они и тренируются, и уровень повышают. То же самое можно сказать и про педагога, который поставил цель воспитать чемпиона: нужно регулярно организовывать для ребят тренировки и соревнования по алгоритмике и делать это на протяжении нескольких лет, тщательно отслеживая прогресс своих подопечных. Лёгких побед здесь не бывает, но тем они и ценны».

© 2024 Центр развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта
Все права защищены.